Роль азербайджанского мугама в развитии общечеловеческого прогресса (Часть II)

Исследования структуры саза в последние годы доказали, что на рукоятку древнего саза были привязаны первоначально 3, после 5, еще позднее 7 ладков.

В процессе эволюции инструмента количество степеней были увеличены до количества, преобладаемые на сегодняшний день. Научные исследования показали, что с помощью даже 7 ладков древнего саза возможно исполнение любого ашугского напева.

Первичная древняя ладовая система была определена в результате практики. Исследования доказали, что звукоряд древнего саза совпадает со звукорядом лада Шур, а первичная звуковая система опиралась на тон+полутолновой тетрахорд.1. Уникальность результатов исследований заключается в том, чтов древней звукосистеме азербайджанской музыки наличие звуков до диез, ми бекар, фа диез, ля бекар, си бекар отсутствуют. Но даже при таком отсутствии в звукоряде древнего саза можно проследить ладовое строение мугамов Шур, Сегях, Раст, Баяты-Исфахан, Абу-Ата, Нейриз-Кабир, Чобан-Баяты. А это значит, что перечисленные мугамы вполне можно было исполнить на древнем сазе.Следуя логике, выше данные мугамы также являются из числа самых древних.

Наличие изображений древнего саза, тара, танбура в Шумерский период, еще раз подтверждает о существовании мугамного и ашугского искусств в далеких древних веках. Названия мугамов запечатлены также в михических писаниях Шумерского периода.

Играющий на таре

В музыкальной традиции древнего периода, использование инструментов с длинной рукояткой свидетельствует о том, что исполняемые напевы охватывали диапазон равный 2,5-3 октавам.

Прослеживая историческое развитие мугамных напевов, следует, что, пройдя несколько этапов развития еще д.н.э., мугам, распространяясь, дошел до самого пика своего восхождения. Ссылаясь на исследования научных источников, можно сделать вывод, что первоначальный этап развития национального музыкального искусства попадает на 12 тысячелетие д.н.э., второй этап-6 тысячелетие д.н.э, третий этап развития – 4-3 тысячелетие д.н.э., четвертый этап-2 тысячелетие д.н.э., а пятый этап отмечается 1-ым тысячелетием д.н.э.

Выше мы отметили о немаловажной роли и значении дарвишей в развитии мугамного искусства. Дарвиши были активными участниками, как обрядовых празднеств, свадебных церемоний, так и религиозных обрядов. По историческим сведениям, Хамаданский поэт Баба Тахир Урйян, живший в 10 веке н.э., был дарвишом и обошел все восточные страны. Исполняемый ныне в мугамах раздел Баба Тахир, наличие в 19 веке мугам-дестгяха Баба Тахир и факт того, что именуются они именем известного поэта, несомненно, указывает на прекрасные им знания музыкального искусства. Изучая деятельность дарвишов в 19 веке, можно сделать вывод, что они, как мастера-исполнители, активно участвовали в религиозных обрядах. В Карабахе во время месяца Махарремлик дарвиши выступали в качестве чтецов траурных стихов. Дж. Багдадбеков2 в своих воспоминаниях отмечал их прекрасный голос и всесторонние знания. Также упоминаются имена известных в Шуше дарвишов Сарбаф Ибрагима и Сарбаф Габиба. Багдадбеков пишет, что грустные таснифы они, обычно, исполняли в мугамах Баяты-Гаджар и Шюштер.

По сведениям научной литературы Дарвиши объединяли 22 религии в одной секте. В Азербайджане из этих сект преобладали Ушшаги, Вахдати, Аджам, Хакисар, саги Сабзали, саги Сурхалы.

В древних национальных традициях дарвишов можно встретить некоторые общие сохранившиеся черты традиций шаманов. Как и шаманы, они прибегали к методам музыкального исцеления, колдовству, укрощению музыкой змей и т.д. Дж. Багдадбеков считает, что большая часть дарвишов прибыли из южного Азербайджана. Среди них по таланту своему особо выделялись Муганлы Дарвиш и Мирза Алигулу. Отмечаются также имена голосистых дарвишов, выходцев из южного Азербайджана и участников Музыкальных меджлисов — Мирза Рази, Мирза Рзаи Гарадаги, Мирза Гуламин Пуллили-Пулини и др. Известно и то, что дарвиши искусно владели такими музыкальными инструментами как ней, деф, нафир, шах нафир, танбур, саз, кеманча. В выше сказанном, преследуется одна лишь цель — показать и доказать, что дарвиши умели владеть музыкальными инструментами близкими по душе человеческой и, при этом, тонко разбирались в человеческой психологии. Но они имели большую склонность использовать музыку, как сильное средство воздействия, в религиозных обрядах.

Лица, создавшие мугамные напевы, были высокопрофессиональными знатоками, мастерами музыкального искусства. Высокопрофессиональный знаток создает совершенное искусство, а сочиненные им же музыкальные напевы выделяются по своему совершенству и профессионализму. Мугамные напевы развивались параллельно прогрессу общества. Этот факт и есть доказательство тому, что мугамы, как жанр классической музыки на всем Востоке служит высоким идеям, развитию человечества и, наконец, совершенству поколений в новом обществе.

Рафик Имрани,

Доктор искусствоведения, профессор 

источник — ethnoglobus.az

 

Добавить комментарий