Мугам как фактор национального своеобразия азербайджанской оперы

«Мугам как фактор национального своеобразия азербайджанской оперы» — научная статья кандидата искусствоведения Везировой Гюляры Хасай кызы (работает в Институте архитектуры и искусства Академии Hayк Азербайджана). 

 

Мокно упомянуть газетные рецензии Л.1,!ехмандаровой,в которых находим проницательные и интересные сулдения,касательно стиля и драматургии опер 70-80-х годов,а также статью Ю.Габая «Обманутые звезды», посвященную опере РЛ.Кулиева «Обманутые звезды».

Но несмотря на известную степень разработанности ряда проблем, за редким исключением, значение мугама как одного из существеннейших определителей национального своеобразия азербайджанской оперы исследователями  все еще не раскрыта. Как правило, наблюдения сводятся к общей констатации национальных истоков азербайджанских опер, т.е. к упоминанию примет фольклорных и устно-традиционных профессиональных жанров (реже — конкретизация связана со сравнением тех или других оперных форм и эпизодов с образцами мугамного и ашугского искусства).

При этом главной сферой наблюдения оказывается эмоциональное содержание, выраженное через стилистику (чаще всего, это аппеляция к конкретному ладу, в котором звучит тот или другой эпизод оперы).

На общем фоне литературы об азербайджанской опере, где еще раз отметим, традиционным является, как правило, подход к анализу оперного произведения с позиций классических оперных норм, что несомненно, не дает в полной мере стимула к раскрытию национально-своеобразной сути достижения азербайджанских композиторов, весьма выделяются некоторые исследования. Они’немногочисленны. В них содержатся расширенное понимание драматургической и композиционной роли мугама в некоторых оперных произведениях азербайджанских композиторов.

Отношению к опере «Лейли и Мейджун», а также к ранним операм У.Гадаибекова к этой задаче вплотную подошла В.Сафарова  («Музыкально-эстегические взгляды Уз.Гаджибекова»), подчеркнувшая влияние на композицию оперы традиции мистерии — шабех.а ^вкже важную роль мугама в драматургии отдельных сцен, в частности, в отборе мугамов.

аот мугаШ!угу скопу не как огшшшую и переходную форму от устного народного творчества к ш.шознгорскому ,а выделяет ее как самостоятельную линию развития национального оперного жанра,которая мокет быть продолжена б современных условиях с учетом современных требований.

Ваииым ориентиром дал осознания ролл мугама в операх Уз.Гад-кибекова яеилйсь фундаментальные исследования ‘О.Абасовой, посвященные творчеству композитора.Касательно опери «Яейли и Ыедкнун» автор отмечает одну^из существенных функций мугама в общей драматургической концепции оперы -‘замену мугамными импровизациями основных традиционных музыкально сценических форм,объединенных единым драматургическим каркасом .

Интересные наблюдения — перенесение принципа дастгях на композиции некоторых эпизодов оперы «Кероглн» прослеживаются в работах Т.Ы.Исмайлова .

С позиций проблематики нашего исследования вакно таксе отметить две работы 80-х годов, одна из которых принадпежит-‘П.В.Абез-гауз3, другая — Л.В.Карагичевой4.

Научная новизна настоящей ‘ диссертац’- • заключается в том, что тема, являющаяся предметом данного исследования, раскрывается во всей ее многогранной значимости: предлагаемая работа является первым исследованием, специально посвященным обозначенной в его заголовке тещ*. .

В г^боте впервые рассматривзется роль мугама в качестве одного из важнейшего фактора в композиции и драмауургии оперы, в формировании ее языковой стилистики.

1 Абасова 3. Узеир Гадабеков. Путь мазни и творчества.-Баку, Эям,Ю89. ‘»^ера «Лейли и Меданун» Уз.Гадабекова.- Баку: Азцувгиз,-960, «Оперы и музыкальные комедии Уз.Гадаибекова»,-Баку, Йзд-во АК Аз.ССР,Г961.

2 Исмайлов Т. Влияние мугама-дастгях на формообразование некоторых эпизодов оперы «Кероглн».//Лакомы,адугаыы и современное композиторское творчество.-Ташкент,ГИЛИ им.Г.Гуляма,1978,с.162-172.

3 Абезгауз И..Опера «Кероглы» Уз.Гаджибекова.О художественных открытиях композитора.-М.: Сов.композитор,1987.

4 Карагичева Л. «Мугамная спера в Азербайджане». 2$грнал. «Советская одвыка», й 2, 1988г. ■

Впервые в диссертации анализируется опера Ф.Али-зада «Легенда о Белом Всаднике», не получившая освещение в национальном музыковедения.

Научная значимость диссертации заключена в многоплановом и индивидуальном подходе к особенностям стиля кавдой из азербайджанских онер с позиций воздействия на пев мугаш, а такнэ в определении конкретных результатов взаимодействия принципов мугама и ‘ ос4со1зропейского опорного искусства в га яд он отдельном случае.

Методологической основой представляемой работа являотся комплексный подход к исследуемому вопросу, соединяющий «пецифичес-1Ш музыковедческий, эстетический, семиотический и структурннй методы, отчасти дсторико-социалогич’ский, учдтшзая различную общественную ситуацию в период создания тех ила’других азербайджанских опет.

Аспект исследования предусматривает объединение методики трудов. Уз.Гаддибекова п ряда других исследователей, касающейся закономерностей щ’гашгс^о яанра с методами исследований законов жанра оперы, в частности, оперной драматургии.

Црактдчеокая’ценность -работа. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах истории азербайджанской музыки,оперной драматургии, изучении мугама в консерватории, о тают от ‘музыкальг-ных факультетах театральных вузов, Проблематика исследования и анализ азербайджанских опер могут привлечь внимание рекяссоров,дирижеров, певцов-исполнителей оперз.дх театров.преаде воого г’сточных республик — СНГ и зарубежных.

Апробация работы. Диссертация обсулдэна на заседании отдала музыкального искусства Института архитектуры в искусства Академии наук Азербайджана.

Основные положения-, работы отражены в опубдиковашш статьях по • теме исследования, а также неоднократно были ддввщэвы на научно-теоретических конференциях.

Структура -работы. Из-задач анализа в оценки азербайджанских опер, эволюции жанра автор исходит в организации материала и структуры настоящего исследования. В диссертации на преследуется цель какой-либо классификации анализируемых произведений по «анрово-стилистическим признакам (опера «лирическая», «бытовая дра»’а»,’ «опера-легенда»-и т.п.), хотя фонд азербайджанского оперного ис- ^ кусства мог бь располагать к втому.

Работа состоит лз введения, трех глав и заключения.

Во введении установлена: цель и зада’ .хронологические ранки исследования, обзор литературы.

¡Исходя еа хронологического дорвдка появления азербайджанских опер,в работе оценивается своеобразие развитая коипозицюонно-драыатургаческах срег.ств каадого оперного произведения от возможностей в принципов мугама. •

I глава — «Становление национальной.,оперы в Азербайджане». Поскольку цель работы — раскрытие цугама как фактора национального своеобразия азербайджанской оперы,мы сочли необходимым несколько страниц элзй главы посвятить раскрытии сущности мугама, определенно традиций и особенностей,развиваемых на протяжении многовековой истории и реализованных в азербайджанских операх,в разнообразнейших конкретных формах,в индивидуальном преломлении, при которых в^ „ложна и разнообразная трансформация,не приводящая к изменении его коренных свойств и многозначной сущности.

» Далее содержанием главы является рассмотрение двух ,рпер-«ЛеЙли и ГЛеданун» Уз.Гадаибекова.где цукш представлен главной саруктурно-организующей моделью композиции всей оперы и «¡Пах Псж ил»М.Магомаева,в которой отмечаются одновременное признаки расширения стилевых 1’раниц жанра.

Прослеживая в работе роль мугама как важнейшего компонента стилистики оперы и ее структурно-композиционной модели,одновремек но,отмечается и расширение стилевых границ жанра.

Привлекая в процессе’анализа опер высказанные исследователям точки зрения с позиций взаимодействия в них двух типов мышления (восточного и европейского),в работе делается попытка собственной исторической и эстетической оценки этого явления.

Опера «Лейли и Меджнун»,как отмечается в работе,означала «встречу» двух куль тур, двух типов музыкального мышления- народ-ного,у стно-профес си опального и композиторского,восточного и европейского. Этот эстетический феномен, получивший столь глубокое претворение в «Кероглы»,впервые заявил о себе ухе в «Лейли к Меда нун»,хотя еще не в форме органичного синтеза двух начал,а в фо/-ме их «примирения», что ответствовало ранноцу этапу азербайдяа! ского музыкального профессионализма.

В данной глава отмечается важиейшнл роль мугаы г? раскрытии

внутреннего психологического облика действующих лиц, рать ладового содержания цугамов в характеристике образов действу одтх лиц, а также особенности вдзыкально-сцешгческой драматургии, развивающейся на основе смени контрастных пластов. Здесь указывается на огромный спектр выразительности, присущей мугаму, шроту его образного диапазона, влияющего на музыкальную драматургию оперы и на его интонационно-образное развитие. Это особый синтез повество-вательности и внутренней эмоциональной напряженности, насыщенности, столь характерный и для идейно-философского содержания поэмы Физулв — обстоятельство, дающее право рассматривать мугам как.наиболее адекватпуто форму внражения’художественной структуры поэмы, Мугамы были тем сбвзом жанра с высокой поазией. • к которой стремил-«ся Уз.Гзджибеков, поставив задачу создания опери.

Одновременно отмечаются и признаки- расширения стилевых- границ жанра, способствующие включению азербайджанской оперы в русло опер общеевропейского типа. Итогом наблюдения в.опере «Лейли и Меджнун»

соединения национальных выразительных средств- (т,- частности, мугака) ,с классическими закономерностями оперного жанра является следующее: наметив возможности синтеза мугама с классическими закономерностями оперы,. «Яейли и Меджнун» сохранила пер-^Ящу»-ориентацию на жанр мугама, определив тем самым одну из ветвей азербайджанской оперн, Как показало время, эта зотвь не осталась без «побегов» в творчестве более позднего поколения азербайджанских авгорсз.

В данной главе отмечаются основные тенденции дальнейших твор- . ческих исканий Уз.Гадкибекова ъ развития путей синтеза национального^ общеевропейского, в значимости- мугамов в последупцих операх, среди которых определенное внимание уделяется опере «Асли и Карем»-. ….. — -••••-

Традиции, заложенные Уз. Гадки боковым были продсоивн»»и по

своему развита М.Магомаевнм в опере «Шах йсмаил». …….

, Эта опера представляет собой более целенаправленный поиск синтеза национального и общеевропейского начал при заметной активизации влияния европейских оперннх жанров- а форм. Тйроко используя цу-гамннй мелос в партии Шаха Исмаила и Араб Зенги (мугамные интона-ции-попевкк в речитгптах), М.Магомаев стирается на мугамный мелос также и в оркестровых эпизодах, впервые создавая в азербайджанской опере инструментальные оперные формы национального склада (вступ~|

ленив и заключение вокальных партий,интермедии-связки к вокальным номерам,а также развернутая увертюра на темах оперы).

П глава — «Мугам в азербайджанской опере в условиях расширяющихся стилистических контактов» анализирует переход на метод многоуровневого использования в опере потенциальных возможностей му- . гама.Содержание главы связано с рассмотрением роли мугама в условиях расширяющихся стилистических контакт в азербайджанской опех В центре внимания главы оперы: «Кероглн»,»Севиль»,»Нэргиз»,»Вэ-тэн»,»Азад», «Вагиф».Заметно выделен’, раздел главы,посвященный опере М.Кулиева «Обманутые звезды»,как новый этап в использовании мугама в синтезе с современной технологией.Отмечается различие авторов в подходе к мугаму,углубление характера развития его использования, соответствующие творческому стилю композитора.

Анализ оперы Уз.Гадаибекова «Кероглы» подтверждает гениальность композитора,его индивидуально-творческий, метод разработки национально-народных музыкальных особенностей,включая искусство мугама.Творчески пересоздав в опере «анры и формы традиционной национальной музыки, Уз. Гаджи беков сделал’художественное открытие, внеся в искусство то принципиально новое,что отныне стало традицией.

Одно из важнейших новаций Уз.Гадаибекова — это создание на основе мугашгого мелоса тематизма структурно-организованного типа, а также органичный синтез мугамно-мелосного развертывания и некоторых конструктивных закономерностей дэстгяха с сонатностыэ — как формой,так и принципом формообразования.

Новые формы народно-канрового материала находит Уз.Гаддибеков в Увертюре и Антракте к 111-му действию, оперы,доказывая возможность существования этого материала в логическом двияении,управляемом законами сонтаной формы. «Продвижение» материала здесь демонстрируем подлинно национальную форму мугаыного генезиса в развитии,т.е. вариантное развертывание как основа нового типа сонатной формы.(Близки по принципу построения и развития материал Увертюры и Антракта к Ш-му действию оперы.Своеобразно претворение ыа.амн$-го мелоса и типа развертывания в сцене Ханенде с хором.

Анализ ряда крупных _ .изодов оперы позволяет сделать вывод об удивительной черте музыкального «шипения Уз.Гадии^-кова -трактог-е лада одновременно как средства типизации одзыкальных тем

и разделов формы, и как предельной их индивидуализации.Цугэмннй принцип в его музыке сочетается с гармоническим модулированием в строй не подвластный какой-либо отдельной мугамной композиции. Это позволяет композитору,сохраняя интонационную основу связать разделы формы при помощи тональной антитезы в рамках сонатности.

Синтез национального и общеевропейского,а именно, двух типов профессионального музыкального мышления — изначального,национального и универсального сонатного, осуществляется на основе своеобразной мугаадно-мелосиой процеосуальностй.

Значительное место во второй главе занимает анализ оперы Ф.Лглирова «Севиль». . ■ ‘

Широко использованные мугамние интонации обрели в опере .Ф.Амирова особую красочность, обусловленные его ориентацией на музыкальный романтизм,т.е. па общие тенденции,свойственные различным национальным школам эпохи романтизма в сфере гармонии, -оркестрового мышления и т.д.Сни органично слиты у Амирова :о стилистическими приметами азербайджанской музыки.Особое значение в его музыке приобретает фонизм, с^оль ярко прояв>-пцийся в искус-..стве мугама.

Отмечается в работе многоплановость воздействия мугама на музыкальный язык оперы,позволяющая классифицировать мугамные по генезису мелодии на типы,определяя тот или иной аспект связи авторской музыки с закономерностями мугамного формообразования. Рассматривается творчески-индивидуальное прочтение Ф.Лшровым свойств адугэмного мелоса,приемы лирической субъективизации объективного иугаиного материала,синтеза иыровизационности мугамного. мелоса сэ созуктурно-кошозиционннми принципа!® песенности и принципа суммирования,столь характерного для гематизма гомофонного склада.

Именно в этой зачастую проявляется то индивидуально-амиров-ское использование г-угама, что отличает его от Уз. Га’дяийзкова.

Определенное внимание в работе уделено-анализу в использова-ВТ1 адгаш, отличапцее оперу «Лзад».Самым примечательным в этой опера,с точки зрения задач диссертации,в определении новаторских находок Д.Дкэнгароза, является хор народа из С действий. Использовав здесь в традаотшной последовательности лндотональ-‘шавщгат, с»также «шоанавагаг^ныо» попевки в виде

типовых интонаций и каденцкошшх оборотов каждого из подлада (раздела композиции), Дх.Дкангиров создал перрый в истории азербайджанский музыки образец хора цугамного типа.

При этом,сохранив интонационную близость к мугаму,<Дк.Дяан-гиров свободно трактует композицию хора.синтезируя национальные жанрово-структурные зг-;ономерности с общеевропейскими.

В двух ипостасях предстает традиция мугама в опере Р.Цуста-фаева «Вагиф»,Здесь мугам предстает в соответствии с природой жанра и служит раскрытию ларико-трагедийного образа Вагифа. Отмечая и имеющий место синтез мугамности и песенности.рассматривает-«ся обработка мугама ‘¿егях» и зерби-мугама «Карабах-шикестеси».

В оперо «Обманутые звезда» Н.Кулиева,’ муггмнне традиции синтезированы со многими.видами современной музыкальной технологии.

Образы действующих лиц обобщены здесь через разные национальные жанры,среди вторых особенно заметна роль мугама.М.Кулиев связывает звуковую (мугамную по своему существу) организацию с опорой на принципы додекафонии.Это первый опыт подобного род-, в азербайджанской опере.Композитор опирается на-сонористические свойства адугамной ишровизационности.а не на отчетливые ладовые признаки.При широком использовании сложнейшей технологии и опоре на мугамный мелос,опера «Обманутые звезда» находится в русле традиционной Ъперы,содержит оперные фррш и принципы драматургии жанра.

Ш глава «КЦугамнне оперы на новом этапе».Данная глава посвящена рассмотрению организующей роли мугама в интонационном процес- • се,композиции и драмааургин опер 70-80-х годов,при стремлении к восстановлению модели мугама средствами новой технологии.

«Скала невесты» Ш.Ахундовой и «Судьба певца» Дж.Дкангирова, «Легенда о Белом всаднике» й.Али-заде — эти произведения,отразившие тенденцию возврата модели мугта в интонационном процессе и драматургии,с одной стороны, с другой стороны продолжение разработки этой модели средствами новой технологии (опера Ф,Али-заде). Продолжая на новом уровне традиции «мугамных» опер,эти одеры отмечены не ‘только индивидуальностью стилистического почерка е торов, выраженных,правде всего, в разной степени использования современных средств, но и индивиду; ьной трактовкой мугама.Виток в сторону более прямолинейной’ трактовки жанра мугама,являет с^бой опера «Скала невеста» Ш.Ахундовой.Следуя за Уз.Гадаибековым ш.дхундова

Всаднике»,где реминисценция иугамов «Щур» и «Баяты-Шираз» образуют своего рода сомантико-драматургические «арки» в целостной композиции оперы.

Разные периоды развития национальной оперы в Азербайджане свидетельствуют об интересе композиторов к различным аспектам му-гамности — к ладовой системе азербайджанского мугама,мугаму-жанру, мугаму-композиции,связанной со специфическими закономерностями интонационного развития. Более того, правильное было бы сказать,что каждое новое время помогало композиторам все глубко проникать в многозначную сущность мугама. Динамика освоения мугама в качестве источника национально-самобытного признака оперной драматургии имеет закономерность,подобную маятнику. Сначала — максимальное внимание к самому высокому проявлению мутемности, так сказать, к жанру мугама в его глобальном значении, т.е. неразрывному соединению лада и композиции (опера «Лейли й Меджнун», не случайно получившая определение «оперы-мугама»). Затем, на протяжении почти пяти десятилетий, последовательный отход в сторону использования «составных» компонентов (лада,типовых интонаций и поневок, общих закономерностей формообразования, отдельных импровизационных вкраплений и т.п.). И таким образом,практическое осознание многоуровневых возможностей мугама.

Наконец,с конца 70-х годов отчетливо обозначен возврат к всеобъемлющей роли мугама как основы интонационного содержания и драматургии целостной оперной композиции. При этом в одном случае кошоз.щия р!з;> ‘^от-эна в известном приближении к особенностям оперного первенца Уз. Гаджибекова («Скала невесты» Ш.Ахундовой), .в другом — сохранившая от «Лейли и Ыеджнун», но соединившей в новом качестве все три ипостаси мугама (лад, жанр,кмлозиция) с жанровыми признаками рок-искусства («Легенда о Белом Всаднике» О.Али-зада).

В современном музыкальном творчестве,наряду со многими значительными проблемами,в центре внимания находится проблема национального своеобразия музыки и ее созвучность современной эпохе. Как показывает жизнь, наиболее ценными являются произведения, в которых композитору при использовании- современных средств удалось сохранить национальную специфику. Однако еще испытывается. большой недостаток в области теоретического обобщения путе. рас- , крытия этой специфики.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что музыкальные истоки нашей культуры еще далеко не исчерпаны. Творческий и глубоко профессиональный интерес к народным Истокам, в частности к такому богатейшему как устно-профессиональное — мугам, в высшей степени перспективен.

Самобытная специфичность музыкальной семантики его в системе культур мира свидетельствует о бесконечно: множества интонаций, истоки, которых уходят в древние века. Познание этих явление,раскрытие их диалектики и их научное объяснение может стать тем ключом, который помог бы композитору найти дорогу к более дей-‘ огненному раскрытию своей индивидуальности.

ч •» ‘

По теме диссертации опубликованы следующие статьи;и тезисы:

I. Цугам как зстатико-выразительный,формообразующий фактор в азербайджанской опере.Б сб.: «Проблемы развития архитектуры и искусства в Советском Азербайджане», Баку,Элм,1983.Тезисы,с.32.

*2. «Благородная задача выполнена»Л^рнал «Советская-.музыка», & 8, 1904,с.118.

3. !.5угам как основа и компонент обра зов, языка, композиции и драматургии в азербайджанской опере.3 сб.: «Проблемы искусства и культуры». Тезисы докладов 6-ой конференции молодых ученых. Баку, с. 22.

4. ГДугам как драматургический фактор в азербайджанской опере .(«Окала невесты» Ш.Ахундовой). В сб.: «Проблемы.искусства и культуры».Тезисы докладов 6-ой конференции молодых ученых.Баку,

1995, с. 23.

Б. 1930-е годы. Переход на метод многоуровневого использования в опере потенциальных возможностей мугама в их синтезе .с традиционными оперными формами’ и национальным фольклором в первую очеравд песенносгью (опера «Нэргиз» М.Магомаева).В сб.: «Проблемы искусства и культуры»Лезисы докладов 7-ой конференции.Баку,

1996, с. 42.

6. ‘Тенденции к восстановлению в интонационном процесс^ композиции и драматургии олеры тотально-организующей роли мугама • при стремлении к восссзд; лю модели мугаыа средствами новой технологии (опера «Обманутые звезды» М.Кулиева К В сб.: «Проблемы искусств;) и культуры». Тезисы докладов 7-ой конференции.Баку, 1996, о. 43.

7. Тенденция к восстановлению в интонационном процессе композиции и драматургии онеры тотально-организующей роли мугама. (Опера З.Али-заде «Легенда о Белом Всаднике»).В сб.: «Проблемы искусства и культуры. Тезисы докладов 7-оЛ конференции. Баку, 1996, с. 44. .

8. ‘Дугам как главный фактор национального своеобразия азербайджанской- оперы. В сб.: «Актуальные проблемы развития этики

п эстетики». Баку; Элм, 1996, с. 77-82.

9. ?чугам как драматургический фактор в опоре «Лейли. и Меда—нун» Уз.Гадашбекова. В сб.: «Актуальные проблемы этики и эстетики». Баку, Элм,0-1996, с. 83-92. ■

10. Кругам в опере О.Али-заде «Легенда о Белом Всаднике». •В сб.: «Актуальные проблемы этики и эстетики». Баку, Элм,1996, с. 92-102. 1

X К Л А С б

Jfetccepncnja А вербован опервларыкш шш «сyeaijev лернкин йяюьвткт «угмив ролу на beep о луну б.

AeopöajMaH опервсынкн илк юнларинден öaenajapar оцун кнки-иафннда и^апэ ваемвдаримш елагвеи истине деелндв ики конкре* принсип есас киш вахт aj дан шекилдэ костерир.

Онлардвн бяри хмуи Авропа опара ppewaiypKnj есшя есас-яаныа jonyj о бйрлси иса — мугаы жанрынын сперашн граматуржя rajeru, интовасина бхневраси кики истафаяэ олунмасы ¿ояуяур (олбетте байта эсадг цусиги канрлары ила сих YHCHjjотда!.

ДиссвртасяЗа» иугви феноиенгдан шлт фонда двхял олмув операларища хслубуна, коипозисиЗасына» «елодак долине ва ервиа-турки^асша то»сири тоЬлил естиш» ее еевринпа тарихи твкамхл просасиндэ hep баотакарын нуг а ил ер сан шехеи даст-хетти ила» фар да швкилф ист/фаю егмеси изленилмяк^тр.

Милли еэхвешхсуо цусиги~к}аде ва опера форщ)арадачы генунау^гунлугларьн итланилмаси цуссти з’арадачышгывда мхггалиф кёлуб чЧереЗанларина opejeirracttje яшлмишщр ки, бу да hep Ьавсы бестекарын еавгх» ¿арадлышг фордаянди ва осерин ехш-тинин телеблери иле тертлендаришшжр.

Ыугаидвн иетафеде олунма ¿олунун ренкаро. лвци, фердали^и, во чохшахелили^и hep грфе hap бир опера осаринда инанвдзычы ва асась фр.

Опера доаштурю^сснндв цугаиьн юшля-азунемехсус ясу-си^^атлеринин истифадэ еда л но данашш просаслни гевее бензетмак олар«Ияк девряэ цугам бир жанр* композита мэнбеЗи киш оп«9рларда есас-jap ay аур < иЛе^ли ва Мочцун» ва е.). Сонрань

60 ил ераинде операларда цугашарын он чат есас комхлектлерлн-двн исгифаяа методу цусига шш занклнлешдармиш ва она. миря ренх вершвдар.

.-S —

ияяэрзп csEjsraja Сэсоткзргар ¿вгадзп цугама отара rtíumonrrcnj аск~а пнгзпоетЗо tzszuyvg по дагатургс^асшга осип гак-iî кхра«яозг esm«s?3p» Лсятп ‘ооссзяаряар coxcu Зсрзепеж?

пяо сгого.т^р f^GŒî) тазгжйглЗолда воззфая* оя>рэв 07 кгрзттгога jffcrî csra&Jo};? гслгг’ргг.гя «даф^та* cmçnsap.

Summary … >

Tiia dissertation Is devoted to the role of mugham In reve ling’tile «najtional originality of Azerbaijan opera, for A?erbaij opera Xrom the first A&ya of its existence there took shape two ¡ccmsrete bases of approach to the synthesis of expressive means all-European principles of opera dramaturgy and mugham as a piv of original carrying out of this principle in interaction with Azerbaijan folk music jenrea.

.Considering the influence of all sides of mugham phenomeno on the style, dramaturgy and composition of almost all operas included in the fund of Azerbaijan musical art, the diasertatio reveals the historical process of development of this popular jenre aa well as individual approach to the interpretation of e Azerbaijan opera.

She working out of national-original, musical-linguistic and opera for^i-maliing objective laws had beep carried out with orientation .towards different style directions in musical activ necessary for one or another composer if they met the i’tiquire-menta of the plot, the author’s taste and his creative individu lity. ■ ^

Each solution of .national problem had its reasons and become convincing.

The dynamics of mugham mastering as a source of nationaloriginal peculiarity of opera dramaturgy has objective laws similar to pendulum.

At first maximum .attention to-che highest manifestation cf mughEffi jenre i.n its global meaning, that’s to say to inaeparabl connection of mode and compositiCM (opera «leyli and uajnun» by U.Hajibayov).

And then in the course of five decades euccessive moving aside .from the use of Its .eeverol oamponeats and .again from the .end of 7.0-.es the xetxurn it o comprehensive role Df jnugham as a basis .of international ¡theme and .dramaturgy of the «hole opera • compiitiitdon hut on .the josv level .wi:th >the .use of modern •„ jhno-logy .dapending on individuality tof -the author,.

Диссертации по гуманитарным наукам — http://cheloveknauka.com/mugam-kak-faktor-natsionalnogo-svoeobraziya-azerbaydzhanskoy-opery#ixzz5EfJ2y9cF

Добавить комментарий